Значение термина "КАЛАЧ" в кулинарной литературе:
КАЛАЧ Белый пшеничный русский хлеб - старейший вид белого хлеба в России. Известны только две разновидности калачей: муромский и московский, из которых до наших дней сохранился лишь последний.
Калач долгое время представлялся загадкой на фоне всего остального русского хлебного репертуара, основывавшегося на ржаном сырье и крутом заквашивании. Само происхождение его названия считается спорным. Одни лингвисты склонны видеть основу в слове "коло", "колесо", то есть искаженное "колач" - круглый, кругообразный хлеб. Другие, более правильно, производят это наименование от татарского "калач", то есть буквально - "будь голоден!", выражение, отражающее высокую степень аппетита. Следовательно, "калач" означает "аппетитный", что кажется более верно и по смыслу, и по историческому происхождению. Калачи известны именно с XIV в. как заимствование татарского пресного белого хлеба (лепешек), преобразованного в русской обработке, - пшеничному тесту придавалась рваная закваска. Отсюда непохожесть, отличие калачного теста и его приготовления от всех других известных русских видов хлеба. Чисто русской выдумкой является и форма, и названия отдельных частей калача. Он имеет главную среднюю часть - животок с губой, затем ручку, или, правильнее, дужку (в древности называлось еще перевясло), причем каждая часть отличается нюансами вкуса, так как при разной форме и объеме они выдерживаются в печи одинаковое время и поэтому по-разному пропекаются и "поджариваются". Одно из отличий калачного теста - его способность не черстветь длительное время. В XIX в. калачи замораживали в Москве и везли в Париж, где оттаивали в горячих полотенцах и подавали как свежеиспеченные даже по прошествии одного-двух месяцев.
Калачу были посвящены многие русские пословицы, что говорит об огромной популярности и престиже этого хлебного изделия. Калач всегда был символом зажиточности и служил эмблемой богатства, достатка. "Кяхтинский чай, московский калач - так полдничает богач". "С калачика - бело личико". "Не рука крестьянскому сыну - калачи есть". "Куда ты лезешь со свиным рылом да в калачный ряд".
Возникновение калача в Муроме (первоначально) как раз и объясняется контактами с татарскими хлебопеками муромчан, а закрепление производства калачей в Муроме - торговым значением этого города в средние века. Однако экономический и политический упадок Владимиро-Суздальской Руси сказался и на том, что калач как один из символов экономического благополучия переместился в Москву и именно здесь получил свое полное развитие, стал известен во всей стране. "В Москве калачи, как огонь, горячи", - говорит пословица. Здесь калач нашел и многочисленного потребителя и отсюда стало возможным вывозить, экспортировать его не только по стране, но и за границу.
Калач до сих пор остается съедобным сувениром столицы. Его сохранение обеспечивается не только традицией, но главное - сохранением в неприкосновенности технологии его производства. Суть калача во вкусе, а не в его форме. Поэтому не только наивными, но и неверными являются попытки некоторых торгующих организаций называть калачом изделия иного типа и придумывать для них несоответствующие названия.
Такой попыткой является выпуск в последние годы хлеба в виде крупной, толстой баранки (круга) с названием "саратовский калач" и других ему подобных "калачей".(Кулинарный словарь В.В. Похлебкина, 2002)
КАЛАЧ
Традиционное русское хлебное изделие из пшеничной муки.
Калачи Питерские. Разделить дрожжевое опарное тесто на куски по 115 г, подкатать в виде круглых лепешек, а через 5 - 8 минут тонко раскатать. Полукруглой выемкой на расстоянии 1,5 - 2 см от края высечь половину круга. Образовавшийся язычок слегка смазать растопленным маслом и отогнуть на заготовку калачика. Положить калачик на противень, дать полную расстойку, смазать яйцом и выпекать в течение 10 - 15 минут при 240 - 260°С.
Для теста: мука - 800 г, в том числе для подпиливания - 70 г, сахар - 50 г, маргарин сливочный - 25 г, вода - 350 г, соль - 10 г, дрожжи - 8 г; масло сливочное для смазки изделий - 2 г, масло растительное рафинированное для смазки противней - 5 г, яйца для смазки изделий - 1 шт.
Выход 10 шт. по 100 г.(Кулинарный словарь. Зданович Л.И. 2001)
| |